Игры (без) разума для наших детей

0

Играть нельзя помиловать

Представьте, такая ситуация.

Вечер обычного буднего дня. Обычная семья – мама, папа, ребенок-дошкольник. Малыш канючит и капризничает весь вечер:

 «Мама, почитай мне», «Папа, давай поиграем».

Родители, в принципе любящие, но ужасно занятые, раздраженно отмахиваются: «Займись чем-нибудь, поиграй самостоятельно!»

Хорошо, если ребенок выберет игру с кубиками и конструктором, возьмет краски или начнет лепить из пластилина. Но зачастую этим «чем-нибудь» становится игра на компьютере или планшете.

Именно на такой замене родительского внимания я и хотела бы сегодня сделать акцент.

Казалось бы, все счастливы и довольны. Чадо смеется, уткнувшись в монитор, ловко управляя компьютерным героем.

Родители занимаются своими делами, облегченно вздохнув, «Ну вот, наконец-то угомонился. Какая все-таки от компьютера польза: и для ребенка — развитие, и для нас — свобода»

 

Развитие и свобода – так ли это?

Будем разбираться.

Как Вы думаете, каковы причины поведения ребенка, требующего к себе внимания? Капризы и невоспитанность?

А каковы мотивы поведения родителей? Забота о развитии ребенка?

И самое главное, каковы последствия? Действительно ли развитие для ребенка и свобода для родителей?

 

Каприз или потребность во внимании?

Представьте, Ваш малыш провел день в детском саду, где помимо интересных занятий, с ним могло произойти еще много всякого. Например, на занятиях по лепке котик из пластилина не получился, Ваня отобрал машинку, а тетя воспитательница накричала, когда он медленно одевался на прогулку.

Его могут переполнять чувства тревоги, гнева, обиды, с которыми ему тяжело справляться самому. Поэтому ребенок и стремится привлечь к себе внимание. Малышу важно не просто, чтобы его развлекли и поиграли с ним.

Ему важно, чтобы его услышали и поняли его чувства и потребности, даже если он и не может их внятно выразить словами.

Родительская позиция или родительский эгоизм?

А каковы же мотивы взрослых, отправляющих ребенка за компьютер в

данной ситуации?

Давайте будем честными: в данной ситуации это не имеет никакого отношения к заботе о развитии ребенка и приучению его к самостоятельности.

 

Отправляя хнычущего малыша к компьютеру, взрослый не учитывает в данный момент потребности ребенка, а идет на поводу у своих желаний и потребностей (тоже, может быть, очень важных, но не имеющих никакого отношения к заботе о ребенке).

Учтите, время, проведенное ребенком за компьютером, минусуется из времени, которое могло бы быть потрачено на общий семейный досуг, на укрепление близких и доверительных отношений.

 

К чему это может привести?

Потеря доверительного контакта и утрата общих интересов – как минимум.

Мы сейчас не будем рассматривать общеизвестные истины о вреде злоупотребления компьютерными играми для физического и психического здоровья ребенка.

 

При этом медицинские работники и психологи однозначны в своих утверждениях – ребенку раннего и дошкольного возраста противопоказано проводить время за компьютером, даже ограниченное время. Коснемся еще некоторых психологических аспектов, к которым может приводить замена потребности ребенка в общении с любящим и заботливым взрослым на компьютерные развлечения.

 

Путь к зависимости начинается в детстве.

Психологи, исследуя  особенности психики человека, сделали следующие выводы: Жертвами тяжелых психических нарушений и зависимостей (алкогольной, никотиновой, пищевой, сексуальной, и в том числе компьютерной и игровой) становятся люди, не имевшие в детстве достаточно хороших и теплых отношений с родителями, особенно с матерью.

 

Не получая человеческой близости и любви, ребенок начинает искать утешения через другие доступные ему способы: «заедая» стрессы, уходя в виртуальный мир компьютерных игр и социальных сетей, где как бы «все хорошо».

 

Нередко такие люди не могут строить удовлетворяющие их отношения с противоположенным полом, и как следствие, ведут замкнутый образ жизни или вступают в беспорядочные сексуальные связи.

Алкогольное и наркотическое пристрастие также может служить своеобразным бегством от неутихающей душевной боли и тоске по близким отношениям.

 

«Все будет хорошо!»

Мама и папа для ребенка – это тепло и любовь, защита и надежность, солнечная батарейка, от которой можно зарядить свои силы, истощенные событиями бурного дня.

И так важно, чтобы в минуты печали и грусти малыш мог оказаться в любящих объятьях и услышать подбадривающий голос «Не грусти, солнышко! Все будет хорошо!»

 

Раз за разом заряд этого солнечного душевного тепла будет накапливаться и ребенок будет учиться навыкам самоуспокоения.

И через какое-то время, если в трудной ситуации с ним не окажется мамы или папы, у него внутри будет звучать уже собственный внутренний голос, говорящий слова поддержки и любви.

И такой ребенок будет все увереннее и спокойнее чувствовать себя в разных, зачастую сложных жизненных ситуациях.

А какими правилами будете руководствоваться со своим ребенком

Вы, расставляя знаки препинания в предложении

«Играть нельзя помиловать»?

Автор материала : Вера Лобейко

0