ОНР у детей

В последнее время в дошкольных учреждениях образования появляется все большее количество ребятишек, девчонок и мальчишек с общим недоразвитием речи. Именно поэтому родители, как мы считаем должны знать, тревожные «звоночки» которые укажут на данную патологию. Как правило, занятия с логопедом в Витебске в ДДУ начинаются для детей в возрасте 4,5-5 лет. Достаточно скользкий возраст ведь с пяти до семи лет времени остается мало, можно не успеть скорректировать проблемные области речевого недоразвития речи. Как правило, клиническая картина онр включает в себя: запоздалое развитие речевого аппарата, нарушение слухового восприятия, возможное нарушение строения речевого аппарата, парез связок. Для детей с ОНР 1 уровня свойственно частичное или полное поражение звукопроизношения, словообразования, звукового анализа слова. Дети данной речевой категории отстают от своих сверстников среднего и старшего возраста не только в речевом, но и в интеллектуальном развитии.

 

Дети с ОНР первого уровня обладают скудным словарным запасом как активного, так и пассивного характера, вместо активной речи используют в своем обиходе лепет, который свойственен детям 2-3 лет жизни, не способны к логическим операциям. Наряду с отсутствием речи дети с ОНР первого уровня активно используют в своем обиходе мимику и жесты, поскольку вербально не могут объяснить свои желания. Кроме того дети данной речевой категории эмоционально возбудимы, вспыльчивы, гиперактивны. Вместе с эмоциональными и гиперактивными проявлениями дети с ОНР первого уровня могут использовать в своей речи простые слова, которые сформированы по тому или иному звуковому составу, структуре, сходству. Но в, то, же время они не способны к классификации предметов по общему признаку, не способны к разграничению предметов по общему признаку. Так ребенок с общим недоразвитием речи первого уровня производит замену названий предметов на соответствующие им действия и наоборот. Ему трудно выстроить грамматическую конструкцию, например, сказать: «Маша играет в куклы», ребенок говорит просто «кукла». «Мальчики играют в футбол» ребенок говорит «мяч», «я хочу спать», ребенок говорит «пать». Стараясь рассказать о каком — то явлении или событии ребята, могут рассказать только какие-то отдельные элементы, они часто сбиваются в речевом поведении, используют искаженные слова и звуки. Как правило, дети с ОНР первого уровня в возрасте шести-семи лет составляют предложения из двух-трех слов, они могут при желании и старательности отразить произнесенные слова взрослым человеком. Таким детям свойственно стойкое нарушение постоянной артикуляции, в виду данного явления произношения данных детей непостоянное со стойкими нарушениями. Такие дети не способны использовать элементы синтаксиса и морфологии в своей речи. Они не способны выделить суть речевого высказывания взрослого, зато пассивный словарь гораздо более развит, чем активный.

 

У ребенка дошкольного возраста с нормой речевого развития преобладает экспрессивная речь, чего в свою очередь нельзя сказать о детях с проблемами речи. Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния, не каждый ребенок имеющий проблемы с речью имеет проблемы с психофизическим развитием, но практически каждый ребенок с проблемами в психофизическом развитии имеет пусть даже и временную, но задержку с речью. При систематических, четких, заранее спланированных занятиях с логопедом в Витебске ребенка можно вывести на уровень речевой нормы за полгода, при отсутствии сопутствующих диагнозов. Поскольку у описанной выше категории детей страдает и словообразование, и словарный запас, и морфемная структура слова, работу нужно начинать быстрыми темпами и в сжатые сроки. Ребятами с онр плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным показателям, страдает связная речь. У детей этой группы отмечается крайне низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость. Грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Именно поэтому занятия с логопедом в Витебске помогают родителям решить не только проблемы речевого развития, но и стать более внимательным, эмоционально устойчивым, дружелюбным.