Разговор на детской площадке:
-Представляете, какая моя дочка умница — еще толком и говорить не умеет, а уже так ловко с моим планшетом управляется! Книжку предлагаю почитать – не хочет, не усидит на месте и 5 минут. А вот на планшете подолгу может играть – не оторвать.
— А я своему сыну купила целый диск с развивающими компьютерными играми – пусть развивается!
Знакомые ситуации?
В наше время компьютеры, планшеты, мобильные телефоны, айпады, смартфоны стали неотъемлимой частью нашей реальности и есть практически в каждом доме. Современные дети имеют, как иногда, кажется, врожденные умения по обращению со всей этой интересной, сложной и полезной техникой.
И зачастую ребенок уверенно нажимает пальчиками кнопки разных гаджетов, раньше, чем научился ходить и говорить. И как часто это становится предметом для гордости и восхищения родителей «Современное дитя! Пусть развивается! Я хочу дать своему ребенку самое лучшее!»
Дать своему ребенку самое лучшее – девиз многих родителей, не правда ли? Что же мы даем своим детям, приобщая их к миру современной электронной техники? Мнение специалистов неоднозначно.
Многие педагоги и социологи говорят о том, что компьютер помогает развиваться ребенку, тренирует внимание, память, логическое мышление, навыки самоорганизации.
Врачи и психологи высказывают обеспокоенность тем, что бесконтрольное и чрезмерное увлечение ребенка компьютерными играми может привести к печальным последствиям и в плане физического, и в плане психического здоровья.
Мнение медиков и психологов категорично: в раннем и дошкольном возрасте ребенку не место перед экраном.
А каковы же последствия злоупотребления общения с «электронными друзьями» в любом возрасте? При длительном сидении за компьютером нарушается осанка и портится зрение, перевозбуждается нервная система. Без движения и игр на свежем воздухе страдает весь организм.
А что происходит с личностью? Уйдя с головой в яркий, красочный, необычный виртуальный мир ребенок, решая компьютерные головоломки, зависая в социальных сетях, может невольно исключить другие интересы и игнорировать другие потребности.
А как следствие – может не приобрести так ему необходимые в будущем для успешной адаптации и счастливой жизни психологические знания и умения, которыми можно овладеть только окунувшись в реальную жизнь в реальном обществе, а не в виртуале.
Например:
- как завести друзей (настоящих, а не из соц. сетей),
- как решать бытовые вопросы и заботиться о себе и близких,
- как строить доверительные и близкие отношения,
- как разрешать конфликты (не убивая, как в игре, противника),
- как находить выход из сложных жизненных ситуаций (зная, что у тебя нет в запасе нескольких жизней, как в игре).
А вот что говорит о влиянии на психику и личность ребенка детский психиатр Анна Портнова :
«Любой электронный гаджет крайне сужает внимание ребенка. Для маленького ребенка характерно рассеянное внимание и активное впитывание всего, что происходит: ребенок вовлекаем, бегает, подвижен, задает вопросы. Если его ограничивать экраном, он концентрируется только на выполнении игровых заданий».
Казалось, что в этом страшного?
Анна Портнова комментирует: «Если ребенок играет только в компьютерные игры, у него, конечно, может сформироваться хорошая реакция и логическое мышление.
Такой ребенок вырастет хорошим и аккуратным исполнителем в будущем, но вряд ли будет способен на творческий подход к задачам»
По мнению Анны Портновой, дошкольники и ученики младших классов, которые много времени проводят за компьютерами и планшетами, рискуют в будущем
вырасти исполнительными, роботообразными» людьми, неспособными на творческое мышление.
Таким образом, личность развивается однобоко, мышление становится шаблонным, а жизнь преподносит зачастую ситуации, требующие гораздо более творческого и нестандартного подхода, чем самый навороченный квест.
А каково Ваше мнение?
Автор материала : Вера Лобейко